А.В.Степанов, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
В настоящее время региональную экономику следует рассматривать как специализированную часть геоэкономической системы. Для выявления и наращивания конкурентного преимущества, каждый регион должен максимально эффективно использовать уникальное сочетание своих факторов производства и выгод географического положения, создавать предпосылки для развития специализированных производств. Очевидно, что возможности устойчивого развития региона определяются его способностью участвовать в глобальных системах производственных отношений и обмена.
Стратегический анализ экономики каждого отдельно взятого региона помогает выявить предпосылки для эффективного использования механизмов внедрения в геоэкономическое пространство, в том числе создание зон опережающего развития и формирование кластеров.
Согласно наиболее известному определению, под кластером понимают группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга. Существует несколько отличий кластеров от территориально-производственных комплексов и научно-производственных объединений. Во-первых, кластеры имеют естественное происхождение, их нельзя построить «с нуля». Второе отличие кластеров - широкий состав участников. Помимо компаний по выпуску готового продукта, кластер включает предприятия, поставляющие материалы и обеспечивающие сервисное обслуживание. Кластер также может включать научные центры, центры компетенций и специализированные финансовые институты.
В Российской Федерации тема создания инновационных кластеров очень актуальна. Проводится работа по созданию подобных кластеров на основе Нижнекамского
нефтехимического комбината, автомобилестроительного кластера в Поволжье. Существует положительный опыт создания кластеров инновационных предприятий в Томской и Свердловской области.
В Краснодарском крае в настоящее время ситуация в инновационном секторе неоднозначна. К началу 1990-х гг. в крае существовало большое количество успешных предприятий, работавших в сфере радиоэлектроники, приборостроения, создания новых материалов, относящихся к инновационному сектору. Сейчас Краснодарский край характеризуется высокими темпами экономического роста, однако на предприятиях, занимающихся инновационной деятельностью, статистические показатели менее позитивны. Так, в Краснодаре из 115 предприятий, заявивших в качестве вида деятельности инновационную, стабильно работают 15.
Для улучшения сложившейся ситуации необходима разработка региональной целевой программы инновационного развития, охватывающей как крупные и средние предприятия, традиционно работающие в сфере инноваций, так и создание инновационных предприятий, относящихся к малому бизнесу.
Оценивая возможность формирования кластеров в регионе, необходимо определить и оценить критически важные факторы, которые могут оказать влияние на способность организаций достигнуть стратегической цели – усиления конкурентных преимуществ за счет специализации выделенных промышленных и сервисных зон.
Основной целью создания региональной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому переоснащению производства на основе новейших научно-технических разработок, создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обеспечивающих выход и закрепление региона на российском и мировом рынках высокотехнологической продукции.
Данная амбициозная цель может быть осуществлена путем реализации трех основных направлений.
Первое направление – институциональное формирование в Краснодарском крае региональной инновационной системы, которая представляет собой сочетание юридических, финансовых, организационных структур и механизмов, поддерживающих создание и распространение инноваций, взаимовыгодную коммерческую реализацию знаний и технологий.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи.
- формирование благоприятной среды для генерации знаний, путем определения приоритетов в развитии фундаментальной
науки, расширение форм финансирования науки (усиление финансовой поддержки научных проектов, развитие системы грантов на реализацию инновационных проектов), расширение интеграции научных и образовательных учреждений;
- организация в регионе системы «инновационного маркетинга», т.е. выявления потребностей всех отраслей экономики в инновациях путем технологического прогнозирования, уточнение приоритетов регионального технологического развития и перечня критических технологий;
- формирование условий для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, повышение эффективности обмена инновационной информацией;
- ускорение воспроизводства кадрового потенциала региональной научной сферы, повышение средней заработной платы в инновационном секторе до уровня, как минимум в два раза превышающего среднюю заработную плату в регионе;
- ускорение развития важнейших направлений региональной науки, и технологий на основе прогнозов регионального технологического развития;
- повышение конкурентоспособности регионального сектора прикладных исследований путем внедрения проектного финансирования научных организаций, формирование сети
исследовательских центров в регионе, обновление оборудования исследовательских центров,
поддержки малого бизнеса в сфере инноваций, мотивация региональных организаций к участию в
международных научно-исследовательских проектах;
- формирование механизмов защиты интеллектуальной собственности путем создания
региональной системы учета и контроля за использованием прав на результаты научно-технической деятельности,
полученных за счет средств бюджета;
- расширение инновационной инфраструктуры региона путем
создания системы бизнес-инкубаторов и технопарков, развития механизмов венчурного финансирования;
государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта; страхования рисков инновационных
компаний при осуществлении технологических инвестиций;
- поддержка импорта критических технологий и покупки зарубежного оборудования;
- мотивация спроса на инновационную продукцию со стороны регионального производственного
сектора, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции.
Второе направление – формирование системы обеспечения региональных приоритетов технологического развития, основанной на масштабных
инновационных проектах, реализуемых путем государственно-частного партнерства.
Такие приоритеты должны быть увязаны с развитием конкурентных преимуществ экономики Краснодарского края.
У экономики региона должен быть определенный технологический профиль, отвечающий ее специфике и
конкурентному потенциалу. В регионе должна быть сформирована база стратегических инновационных проектов,
базирующихся на перечне критических технологий Российской Федерации.
Данные проекты должны быть ориентированы на наращивание научно-технического потенциала
критических технологий. Одним из важнейших направлений является формирование программных решений по развитию нанотехнологий,
в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы".
Реализация этих программ и масштабных проектов создаст такой потенциал новых перспективных исследований и
разработок, который станет основой для технологического прорыва региона на рынках в 2014-2020 гг.
Вторая группа региональных инновационных проектов должна быть нацелена на технологическое перевооружение
приоритетных отраслей экономики региона и развитие отдельных прорывных технологий. К ней следует отнести:
- развитие использования альтернативной и возобновляемой энергетики, в том числе солнечной, приливной и гидротермальной энергетики;
- реализация инновационных проектов в рекреационном комплексе (в том числе берегоукрепление);
- инновационные проекты в различных отраслях сельского хозяйства (животноводство, растениеводство);
- реализация инновационных проектов в авиации, в направлении разработки технологий создания новых поколений
авиационной техники (на базе 275-го и 570-го авиаремонтных заводов);
- транспортные проекты, основанные на технологиях создания и управления новыми видами транспортных средств и систем;
- разработка и внедрение нового поколения энергоэффективных двигателей;
- актуальные для рекреационного комплекса новые методы диагностики и лечения,
основанные на биотехнологиях и нанотехнологиях;
Осуществление этих проектов отчасти обеспечено действующими федеральными целевыми
программами, ориентированными на развитие и внедрение критических технологий. Однако,
в настоящее время назрела необходимость доработки действующих и подготовки новых инновационных программ,
с перспективой на технологические рубежи 2020 г.
Третье, одно из важнейших направлений – визуализация и стимулирование развития региональных кластеров,
в рамках которых должны быть созданы устойчивые связи среди участников инновационной системы региона. Для этого необходимо:
- формирование кластеров по территориальному и производственному признаку путем стимулирования развития конкурентоспособных
комплексов взаимосвязанных производств на конкретной территории;
- формирование и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа;
- координация программ развития системообразующих предприятий и отраслей, в рамках реализации долгосрочных
инвестиционных программ, а также путем реализации отдельных кластеров;
- полномасштабное использование механизмов и рычагов развития (в том числе, методов
частно-государственного партнерства), которые должны обеспечить создание инфраструктурной основы
формирования кластеров (строительство энергетической, сетевой, транспортной, водохозяйственной и других инфраструктур).
- повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей на территории Краснодарского края.
Текущая ситуация такова, что большинство проектов в сфере высокотехнологичных отраслей не могут обеспечить быстрый
рост валового регионального продукта вследствие слабо развитой инфраструктуры и недостаточной конкурентоспособности их продукции.
Реализация структурной перестройки промышленности в Краснодарском крае и ее диверсификации возможна
при решении следующих задач:
- увеличение спроса на российские машины и оборудование;
- модернизации производства, причем по мнению автора региональный потенциал роста
особенно велик в сельском хозяйстве и промышленности строительных материалов;
- значительное ускорение роста высокотехнологичных производств, выход на внешние и внутренние
рынки с новой конкурентоспособной продукцией, что будет способствовать формированию экспорта
товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.
Ещё одна важная задача, которую должны решить кластеры — повышение эффективности участия малого и среднего бизнеса в промышленности. В Краснодарском крае только около 9 процентов малых предприятий работают в сфере промышленности, и для формирования инновационного кластера следует увеличить эту долю в 2,0–2,5 раза.
В промышленно развитых странах малый бизнес существует прежде всего за счет таких кластеров, и преимущество такой организации заключается в том, что вокруг крупных инновационных предприятий формируются полноценные кластеры, в состав которых входят малые и средние фирмы различных отраслей.
В случае формирования в Краснодарском крае инновационного кластера будет дан мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса, который позволит по-новому развивать промышленность, перевести экономику края на инновационные рельсы.
По мнению автора, потенциал вклада в ускорение роста валового регионального продукта наукоемкой продукции и «экономики знаний» на рубеже 2010-2020 годов может сравняться с вкладом традиционных секторов экономики, но качественный результат этих преобразований существенно выше их количественного эффекта.
Кластеры оказывают значительное влияние на развитие отраслей экономики во всех странах и регионах. По мнению автора, создание кластера инновационных предприятий в Краснодарском крае окажет положительное влияние на все сферы деятельности: социальную – за счет привлечения квалифицированных кадров, повышения уровня средней заработной платы, финансовую – за счет привлечения инвестиций.
Для реализации данного сценария необходима поддержка административных структур в сфере совершенствования амортизационного законодательства, упрощения порядка импорта технологий, патентов и лицензий, становлением современной системы технических регламентов и стандартов, привлечением иностранных инвестиций и технологий. Однако реализация инновационного сценария невозможна без развития программно-целевого подхода к инвестиционным и инновационным проектам. Таким образом, структурная перестройка промышленности должна опираться на сочетание эффективной предпринимательской конкуренции и мер региональной политики по стимулированию инновационно-промышленной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001. - 225 с.
2. Евдокимова Е.Н. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов.
М.: Лаб. базовых знаний, 2003. – 197 с.
3. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 288 с .
4. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. - СПб.: Наука, 2004. – 321 с.
5. Любовный А.М. Роль городов в инновационном пути развития экополитики России// Федерализм. 2004. № 1.
6. Монастырский В.В. Ресурсное обеспечение регионального инновационного процесса// Материалы Всероссийской
научно-практич. конференции/Под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – Часть 2. – 328 с.
7. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. – 295 с.
8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2001. - 356 с.
9. Инновационная стратегия социально-экономического развития города. СПб.: С.-Петерб.
государственный университет экономики и финансов, 2001. – 198 с.
|