проект ЗОЛОТЫЕ РУКИ   Межрегиональный проект выпускников Президентской программы РФДиректорский корпусДиректорский корпус Краснодарский край
Новости О нас Регион Проекты Услуги Ссылки Партнеры Публикации
»  Новости
»  О нас
›  Подробнее
›  Совет
›  Устав
›  О нас пишут
›  Презентация
›  Наши вакансии
›  Контакты
»  Наш регион
›  Вэб камеры
»  Проекты
›  2011 г.
›  2010 г.
›  2009 г.
»  Сегодня студент - завтра предприниматель
»  Услуги
»  Ссылки
»  Партнеры
»  Публикации







Хостинг Majordomo.ru

» Публикации  › Налоговые механизмы стимулирования инновационной деятельности

НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В.Степанов, Ю.В.Томилко, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

          Рассмотрены основные задачи налогового стимулирования инновационной деятельности: приток инвестиций в сферу производства, повышение конкурентоспособности российской экономики, системный подход в выборе приоритетов развития.

Приоритетным направлением преобразования российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности.

Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса – основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне. К 2009 г. завершен очередной этап реформирования российской налоговой системы. Существенно снижен размер налоговых ставок, появились специальные налоговые режимы, уменьшены ставки налога на прибыль организаций с 30% до 20% и налога на доходы физических лиц до 13%.

С 2008 года вступил в силу комплекс нормативно-правовых актов, создающих определенные налоговые стимулы для ведения инновационной деятельности (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности").

Названные меры заключаются в следующем:
- освобождение от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;
- включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
- установление к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Следует отметить, однако, что перечисленные меры пока не принесли ожидаемого результата. Одной из основных проблем современного производства в России остается низкий уровень его технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом.

В соответствии с поручением Президента РФ Министерством финансов разработаны основные направления налоговой политики, предусматривающие меры налогового регулирования и стимулирования вплоть до 2011 г. К сожалению, несмотря на тот факт, что на самых разных уровнях власти неоднократно говорилось о том, что инновации необходимо стимулировать, в Основных направлениях налоговой политики данному вопросу не придается должного внимания.

Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности, по мнению автора, целесообразно обратиться к опыту промышленно-развитых стран.
Признанный мировой лидер в сфере инноваций, Япония традиционно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:
- возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования;
- налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;
- налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий;
- налоговая льгота на научно-исследовательские затраты.

В Швеции также применяются значительные налоговые льготы по инновационной деятельности: подлежат освобождению от налогообложения суммы в размере 10% от затрат фирмы на исследовательские работы, кроме того, предусмотрена специальная налоговая скидка в размере до 20% установлена на сумму прироста затрат на исследовательские работы в текущем году по сравнению с уровнем прошлого года.

В некоторых промышленно-развитых странах, помимо налоговых льгот, используются и другие методы поддержки инновационной деятельности, например гранты и субсидии. Широкое распространение получила система ускоренной амортизации основных средств, предназначенных для использования в сфере научных разработок. Применяются также и другие формы налогового стимулирования инновационной деятельности:
- налоговые скидки за расходы на оплату научно-исследовательского персонала и создание рабочих мест в научно-исследовательских лабораториях;
- налоговые скидки на капиталовложения в оборудование научно-исследовательских лабораторий;
- освобождение инновационных предприятий от части налога на прибыль и корпоративного налога и т.д.

Учитывая стратегическую значимость развития инновационных кластеров в России, целесообразно использовать опыт развитых стран в этом направлении. По мнению автора, в настоящее время для России наиболее актуальна система налоговых льгот, направленная не только на стимулирование научно-исследовательских программ, но и поощряющая начало инновационной деятельности. Осуществляемая правительством политика снижения ставки налога на прибыль, несмотря на ее определенные преимущества, все же является менее эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности.

Необходимо добиться снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера, для этого возможно использовать следующие меры стимулирующего характера.
Во-первых, учитывая специфику деятельности инновационных организаций (необходимость содержания в штате организации значительного количества квалифицированных сотрудников), предлагается снизить ставку единого социального налога (далее - ЕСН) и иных платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность.
Во-вторых, целесообразно ввести освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию России высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. (Перечень такого оборудования должен утверждаться Правительством РФ). Данная мера позволит активизировать процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Предлагается также рассмотреть вопрос о введении льготных ставок НДС применительно к реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров), наноматериалов и изделий из них. (Перечень указанной продукции также должен быть установлен Правительством РФ).

Согласно Налоговому кодексу РФ, от НДС освобождаются операции по выполнению научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, причем такое освобождение допускается лишь в тех случаях, когда работы выполняются за счет средств бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Однако, согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» допускается возможность создания фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ коммерческими организациями, поэтому целесообразно внести в налоговый кодекс дополнение, распространяющее вышеназванную льготу по НДС на операции по выполнению научно-исследовательских работ за счет средств таких фондов. Эта мера будет стимулировать частные компании активнее вкладывать средства в инновации и повысит спрос на научные разработки, так как даст возможность снизить их стоимость.

Для снижения себестоимости инновационной продукции представляется целесообразным также рассмотреть вопрос о расширении перечня расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения (включить в перечень не только расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, но также расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования).

Помимо этого, целесообразно предусмотреть на федеральном уровне льготу по освобождению от налога на имущество организаций, производящих отечественное высокотехнологичное оборудование и новые виды техники. Данный вопрос осложняется тем фактом, что указанная преференция не соответствует концепции статьи 381 НК РФ, так как в этой статье установлена льгота для различных видов организаций, а не для видов товаров. Для дальнейшего урегулирования норм налогового права по этому вопросу предлагается внести изменения в статью 374 НК РФ, которые позволят не признавать указанные виды оборудования и техники объектами налогообложения.

Существует альтернативное предложение системе налоговых льгот и преференций для инновационных организаций: активизации деятельности в сфере инноваций можно достигнуть и другим способом - путем введения специального налогового режима для научных и инновационных организаций.

Специальные налоговые режимы устанавливаются для организаций, которые в силу присущей им специфики требуют специальных подходов при налогообложении. Несомненно, такую специфику имеют научные и инновационные организации.

Существенной проблемой для инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Соответственно, результатом введения специального налогового режима для инновационных организаций станет снижение общего налогового бремени на инновационную сферу российской экономики. Эта мера позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием предприятий инновационной сферы.

Для обеспечения регулирующего влияния государства на инновационную сферу через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере. Без решения этой первоочередной задачи невозможно создание финансовой базы для построения инновационной экономики в России.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001. - 225 с.
2. Евдокимова Е.Н. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов. М.: Лаб. базовых знаний, 2003. – 197 с.
3. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
4. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. - СПб.: Наука, 2004. – 321 с.
5. Любовный А.М. Роль городов в инновационном пути развития экополитики России// Федерализм. 2004. № 1.
6. Монастырский В.В. Ресурсное обеспечение регионального инновационного процесса// Материалы Всероссийской научно-практич. конференции/Под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – Часть 2. – 328 с.
7. Портер М. Конкуренция.: пер. с англ.. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
8. Промышленность России. 2008: Стат.сб./Росстат – М., 2008. – 381 с.
9. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. – 295 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2001. - 356 с.
11. Инновационная стратегия социально-экономического развития города. СПб.: С.-Петерб. государственный университет экономики и финансов, 2001. – 198 с.


Внимание : при копировании ссылка на сайт dcorpus.ru и авторов статьи обязательная.
важные события:

Приглашаем Вас в работу
над проектом
"Инновации – Кубани",
который направлен
на поддержку и развитие инновационной деятельности
в среде малого предпринимательства Кубани

проект Инновации – Кубани




Приглашаем на конференцию
28 ноября 2014г в 15.00
"Кадры для новой индустриализации Кубани"
( скачать программу )



Наш проект "Золотые руки"
занял 2 место на федеральном конкурсе
"Содействие"
Проект "Красного креста" - 1 место в своей номинации

Диплом СОДЕЙСТВИЕ



Цикл семинаров по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах
Цикл семинаров по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах



анкетирование руководителей и специалистов предприятий об условиях осуществления инновационной деятельности и эффективности мер ее государственной поддержки
ККОО ВПП "Директорский корпус" в рамках проекта "Инноватор" проводит анкетирование руководителей и специалистов предприятий об условиях осуществления инновационной деятельности и эффективности мер ее государственной поддержки
скачать анкету проекта ИННОВАТОР


МВА Стратегия:
Профессиональный сертификат по менеджменту, Управление деятельностью и изменениями, Стратегия, Экономика в практике менеджера


МВА Стратегия: Профессиональный сертификат по менеджменту, Управление деятельностью и изменениями, Стратегия, Экономика в практике менеджера



Обращение Томилко Ю.В.
к кандидату на должность Президента
Российской Федерации
Владимиру Путину
Мы поддерживаем! А ты?



Банк вакансий:

Сообщество президентской программы формирует банк вакансий


ключевые партнеры:

группа компаний Лидер / инновации торговли

Институт современных технологий и экономики


Эффективные технологии ресурсосбережения

   © ККОО «Директорский корпус»
     2009-2019г.
вопросы Совету :
sovet@dcorpus.ru
вопросы сотрудничества :
info@dcorpus.ru
   разработка  
Компания Лидер С